Москва сменить регион

Что такое ЕИАСТО?

Что такое ЕИАСТО?

ЕАИСТО — это "по простому" всероссийская база техосмотра. Расшифровывается как Единая Автоматизированая Информационная Система Технического Осмотра и содержит информацию о выданных "диагностических картах" с 2012 года. Диагностическая карта содержит результаты прохождения ТО: когда, на какой автомобиль, какой организацией, каким экспертом и на какой срок она выдавалась.
Создавать диагностические карты, то есть подтверждать факт исправности машины, могут только пункты ТО, получившие соответствующую аккредитация. А "читать" информацию из базы могут многие:
  • Страховые компании имеют доступ в ЕАИСТО и с 2014 года обязаны проверять наличие действующей ДК на автомобиль при оформлении страховки ОСАГО
  • Доступ к ЕАИСТО имеют все подразделения ГИБДД и ДПС, поэтому они теперь проверяют техосмотр не просто "по полису ОСАГО", а при наличии подозрения могут перепроверить информацию о наличии техосмотра в ЕАИСТО
  • Краткая информация из ЕАИСТО доступна и простым гражданам - зная госномер, VIN-номер или номер кузова автомобиля можно узнать есть ли у него действующая диагностическая карта и до какого числа она действует. Сделать это можно, например, на сайте osagoonline.info: проверить диагностическую карту по базе ЕАИСТО онлайн.
Кроме того в ЕАИСТО содержатся данные с результатами проверок, которым подвергался автомобиль при прохождении ТО, а это значит, что там есть и показания пробега автомобиля. Таким образом, в теории существует возможность проверить километраж б/у авто, если он проходил ТО в период 2012-2015 гг.
ЕАИСТО появилась в 2012 году, когда государство в рамках своей деятельности по автоматизации всего и вся в сфере госуслуг, принялось за реформу техосмотра. Но что же было раньше?
  • В СССР техосмотр был полностью под крылом государства, он так и назывался — ГТО (Государственный Технический Осмотр). Первые нормативные документы по техосмотру относятся к концу 30-х годов, сразу после создания ГАИ. В те времена ТО проходили 2 раза в год, но позже стали это делать только раз в год. Талон надо было обязательно возить с собой, чтобы сотрудники ГАИ могли его проверить. Для удобства, талоны каждый год выдавались разного цвета, а многие водители клеили его на лобовое стекло. Во-первых, так его было издалека видно инспектору ГАИ, а во-вторых - так его никогда не забудешь. Впрочем, эта практика хоть и была повсеместной, но не была обязательной.
  • Правила прохождения ТО в России в 90-х годах мало отличались о советских - пункты ТО также были полностью государственными, также надо было возить с собой талон ТО. Ситуация немного изменилась в 2000-х годах, когда функции ТО частично передали в частные руки. Начали создаваться коммерческие пункты ТО, которые помимо официально пошлины могли брать ещё и "инструментальный сбор", но на каждом таком пункте обязательно был сотрудник ГАИ (затем — ГИБДД), который и подписывал заветный "талон". Очередей стало немного меньше, но всё равно прохождение ТО казалось многим водителям сложным, так как проверялось много параметров и автомобиль должен был быть в идеальном состоянии, чтобы пройти ТО "по-честному". В результате чего рынок ТО был сильно коррумпирован.
  • Наконец в 2011 году теохосмотр решили радикально реформировать, в том числе чтобы вывести эту потенциально коррупционную деятельность из под сферы ответственности реформируемой в те года милиции-полиции. Правила прохождения ТО было решено упросить, то есть проверять лишь самые критические параметры. С 2012 года сотрудники ГИБДД были полностью исключены из этого процесс: проводят ТО теперь частные организации, а проверяют ТО - сотрудники страховых компаний при заключении договора ОСАГО. А инспектора ГИБДД проверяют ОСАГО, тем самым косвенно убеждаясь в исправности авто. Именно для автоматизации обмена информацией этих ведомств и была создана баз ЕАИСТО.