Москва сменить регион

Pannonia T5 – массовый венгерский мотоцикл

Pannonia T5 – массовый венгерский мотоцикл

В Советском Союзе за короткий период существования страны было выпущено великое множество мотоциклов, которые использовались и для личного пользования, и на гражданской службе, и в военных целях. Но не только советские отечественные мотоциклы полюбились нашим соотечественникам: двухколесная техника производства Восточной Европы составила советским резидентам серьезную конкуренцию. Среди импортных мотоциклов в СССР главенствующую позицию занимала чехословацкая Jawa, но свою лепту внесла и Венгрия, поставляя в страну Советов собственный мотоцикл Pannonia T5.

Мотоцикл был запущен в серию в 1964 г. Его конструкция по тем временам была современной: как и многие мотоциклы того времени, он примечателен обилием хрома, сплошным двухместным сиденьем, глубокими крыльями и боковыми бардачками. Отдельного внимания заслуживает окрас техники: основным цветом у венгерского мотоцикла был черным, а сиденье было обито красным. Такое сочетание очень сильно бросалось в глаза и стало своеобразной «визитной карточкой» модели. С другой стороны, двигатель у Pannonia T5 не был особенным: его объем 247 куб. см, мощность – 14 л. с., а расход топлива – 6 л на сотню, и заводился мотор точно также, как и у советского двухколесного транспорта – ножным стартером. Купить моторезину на него не составляло никаких проблем. С мотором была состыкована стандартная 4-ступенчатая коробка передач, в которой скорости нужно было переключать также ногой.

Pannonia T5 выпускался до 1975 г. и предназначался для езды как в одиночку, так и вдвоем, как в городе, так и в сельской местности, как с коляской, так и без. Коляска была в таком же стиле, что и мотоцикл, но при этом бросается в глаза оригинальное крыло, которое прикрывает колесо примерно на четверть и немного «скошено» назад. Некоторые коляски даже оснащались ветровым стеклом, в то время как изначально мотоцикл был без него.

В конце 60х – начале 70х гг. многие Pannonia T5 отправились в Советский Союз, где быстро привлекли внимание стильной внешностью и нестандартным окрасом. И все же венгерский гость не сумел отличиться такой популярностью, как чехословацкие Jawa. Можно долго спорить, почему так вышло: кто-то утверждает, что у венгра технические характеристики были хуже, чем у Jawa, а кому-то чехословацкий мотоцикл кажется более стильным. Тем не менее, часть мотоциклов модели Т5 нашла своих владельцев и прослужила не одно десятилетие, по характеристикам ничуть не уступая советской технике: мотоцикл легко передвигался по разным видам дорог, был достаточно прост в ремонте, а коляска могла вместить до 150 кг.

Неудивительно, что некоторые Pannonia T5 продолжали работать даже после кризиса социалистической системы и развала СССР. Сегодня же они на дорогах давно не встречаются, и удел этих мотоциклов – частные коллекции и музеи старинной техники по вей стране. Примечательно, что среди музейных венгерских мотоциклов встречаются и одиночные экземпляры, и с коляской.

Pannonia T5 – венгерский мотоцикл, наряду с чехословацкими Jawa ставший востребованным в странах соц. лагеря, но не сумевший обыграть последнего по популярности. И все-таки нашлись в нашей стране почитатели венгерской марки, которые в свое время активно эксплуатировали такой мотоцикл, а сегодня через музейные экземпляры сохраняют память о нем.